?

Log in

No account? Create an account
Научная кунсткамера [entries|archive|friends|userinfo]
Научная кунсткамера

[ website | lj ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Э-э-э... [Sep. 1st, 2016|10:35 am]
Научная кунсткамера

science_freaks

[profi]
[Tags|, ]

Что бы это значило?

К 2019 году компания Росатома "ТВЭЛ" создаст сверхпроводники для новых мегаустройств физики высоких энергий

Какое, однако, смелое заявление! В тексте не нашел ни слова, ни намека на возможные решения. Судите сами:

Топливная компания Росатома "ТВЭЛ" прогнозирует, что к 2019 году имеющиеся у нее компетенции, исследовательская база, высококвалифицированные кадры и производственный опыт (в том числе участие в международных проектах) позволят создать сверхпроводники с улучшенными характеристиками для новых мегаустройств физики высоких энергий.

В высокотехнологическом НИИ неорганических материалов топливной компании Росатома "ТВЭЛ" завершился очередной этап масштабного проекта международного значения - прошли измерения критического тока образцов низкотемпературных сверхпроводящих материалов с улучшенными характеристиками. В рамках измерительной компании ученые определили значения максимального тока, который можно передавать по сверхпроводникам (т.н. критический ток), изучили особенности вольтамперной характеристики испытуемых сверхпроводников.


Ну, измерили. И - что? Какие основания для "прогнозирования", кроме саморекламных заявлений?

ИМХО, подбные тексты нужно снабжать примечанием "На правах рекламного объявления". А заявлять, что мы чего-то там фундаментальное "отроем" к съезду партии 2019 году - это фрикотин чистейшей воды. Впрочем, тут и журналюги поработали.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: medvedyev
2016-09-01 08:35 am (UTC)
А причем здесь фричество?
Маск вон тоже много чего обещает, но че-то все его считают по меньшей мере благородным мечтателем, а не фриком.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 08:39 am (UTC)
Вы, вероятно, не видите разницы между заявлениями "к такому-то году я построю такую-то ракетную систему (или автомобиль)" и "к 2019 году я создам сверхпроводящие провода с удвоенной плотностью критического тока".

А я - вижу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: medvedyev
2016-09-01 08:49 am (UTC)
Когда человек строит действующую модель линейного электродвигателя и на основании этого заявляет, что сделает вакуумнный поезд длиной 600 миль, то я действительно не вижу разницы. Вернее, вижу, хотя скорее в другую сторону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 09:05 am (UTC)
Простите за любопытство, но что Вы знаете о сверхпроводниках?

Знаете ли Вы, что вопрос повышения критического тока относится к даже не к области технического материаловедения, но - к довольно фундаментальным задачам физики твердого тела?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: medvedyev
2016-09-01 09:16 am (UTC)
Нет, я этого не знаю. Судя по Вашему тону, решить эту задачу невозможно в принципе?
Если же это возможно, то почему бы в какой-то момент не достичь продвижения? Как неспециалист, я не вижу здесь фричества. А у Маска - вижу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 09:29 am (UTC)
Я надеюсь, что решить эту задачу в принципе возможно. Хотя не исключаю, что могут быть и фундаментальные ограничения на плотность тока. Над этой задачей бьются ученые в десятках луших лабораторий по всему миру. Решение такой задачи - серьезный научный прорыв. К сожалению, в критикуемом мною тексте я не увидел НИКАКИХ индикаций поповоду того, что данный коллектив уже добился каких-то успехов в этом направлении. Ни намеков, ничего. Кроме громкого заявления, саморекламы и сообщения о завершенном проекте измерений, которые мог бы сделать студент (на худой конец - докторант) в любой мало мальски оснащенной лаборатории. Для меня подобного рода заявление - признак фриков, плотно сидящих на государственном финансировании.

В качестве примера пока не решенной задачи, я бы мог привести Вам пример с высокотемпературными сверхпроводниками. Фундаментальных ограничений на создание сверхпроводника, работающего при комнатной температуре, (насколько я знаю) нет. тем не менее, любое заявления по поводу того, что "к грядущему съезду ЕР (подставьте имя любой симпатичной Вам партии) мы откроем высокотемпературный сверхпроводник" - это 100% фричество. Его могут открыть и завтра - в тех лабораториях, которые над этим трудятся. И это будет немедленная Нобелевка. А могут не открыть еще 60 лет. Или вообще не открыть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: medvedyev
2016-09-01 09:31 am (UTC)
Спасибо, я Вас понял.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 09:33 am (UTC)
Не за что!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jescid
2016-09-02 08:48 am (UTC)

Причём тут нобелевка…

http://www.nature.com/nature/journal/v516/n7529/full/nature13875.html
Технически уже как бы не один раз получали.
Вопрос — в поддержании тока и стоимости эффекта с учётом материалов/создаваемых условий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kobold_wizard
2016-09-01 09:26 am (UTC)
Скорее всего там просто заявлен трехлетний НИР с подобной целью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 09:33 am (UTC)
Согласен. И об этом, окенчно же, нужно протрубить на весь мир. Так ведут себя фрики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kobold_wizard
2016-09-01 11:09 am (UTC)
Если не погружаться в техническую сторону вопроса, а рассматривать только взаимодействие со СМИ и прогнозирование деятельности, то ни они первые и ни они последние.

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/06/19/597047-farmproizvoditel-novamedika-planiruet-sozdat-za-sem-let-15-novih-lekarstv - например.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 11:15 am (UTC)
Не вижу аналогии. В заявлении фармацевтов нет никакого фричества. Особенноесли эти лекарства - генерные. Там же честно написано

Большинство продуктов «Новамедики» будет основано на уже известных молекулах, компания только улучшит их свойства, сказал сотрудник пресс-службы «Новамедики».

Производство новых преператов и их сертификация - хорошо тработанная индустрия. Как раз тут планирование вполне возможно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kobold_wizard
2016-09-01 11:25 am (UTC)
Так и тут проводят измерения образцов с улучшенными характеристиками. Небось просто хотят допилить их к 2019ому до полноценного макета.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 11:28 am (UTC)
Боюсь, Вы чего-то капитально не понимаете. А долго разъяснять отличия мне влом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jescid
2016-09-02 08:43 am (UTC)

Да не, по результатам последних публикаций

Всегда удивляет пафос подобных разоблачителей фриков. Им религия не позволяет пробить соответствующую тему в научных статьях, что ли?
Conventional superconductivity at 203 kelvin at high pressures in the sulfur hydride system.
Drozdov AP1, Eremets MI1, Troyan IA1, Ksenofontov V2, Shylin SI2.
полтораста цитиований за полгода — это, как бы, вполне себе результат…
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chele_sta
2016-09-01 10:46 am (UTC)
Не знаем как, но очень хочется.
Обещанное скорое открытие телепортации из той же оперы, как и освоение Марса в ближайшее время.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 10:57 am (UTC)
Это, ИМХО, даже хуже той телепортации. Там, по крайней мере, сами ученые ничего фрического не заявляли. Журналюги, те - да! Нагнали ненаучной фантастики. И - пошло покатилось.

В этом же случае нам предложили чуть лине пресс-релиз самой шарашкиной конторы, обильно вкушающей от пока еще коммерчески выгодного (по слухам) "Росатома".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsounder
2016-09-01 12:11 pm (UTC)
В день(!) выходит до десяти публикаций на тему...
http://xxx.lanl.gov/list/cond-mat.supr-con/recent

Трудно поверить, что "ТВЭЛ" располагает более серьезными НАУЧНЫМИ ресурсами.

Речь идет о технологии традиционных сверхпроводников, не более... тут вроде Росатом в лидерах. А чего им не сделать кабель потолще и подлиннее.

Создание единственного в России промышленного производства сверхпроводников началось в 2004 г. Целью создания производства низкотемпературных сверхпроводников является участие России в проекте Международный Термоядерный Экспериментальный Реактор (ИТЭР).

Решение этой задачи было возложено на АО "ТВЭЛ", входящее в состав ГК Росатом. Его дочернее предприятие АО "Чепецкий механический завод", имеющее на своей базе металлургическое, прессовое и прокатное оборудование было выбрано как предприятие, способное создать уникальное наукоемкое, технически и технологически сложное производство. С 2010 года начато промышленное производство низкотемпературных сверхпроводящих материалов диаметром 0,7-0,8 мм, длиной не менее 1000 м на основе ниобий-титанового сплава и соединения Nb3Sn в медной матрице с высокими электро-физическими свойствами.
http://www.chmz.net/product/sp/
____________
ВТСП пока не конкурент. В общем это новость, но не сенсация.

Интересно, Кириенко преуспел и тут не развалил отрасль...
Если кто не помнит, его "а в казне нет денег" дало мощный толчок промышленности России, что почему-то не понравилось президенту.

Может его опять назначить?
Ну хотя бы в ФАНО. Опыт по не разваливанию огромный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 01:32 pm (UTC)
Может и располагает. Я вот почитал на их сайте http://www.bochvar.ru/products/tekhnologii-sverkhprovodimosti/

Всё вполне осмысленно. Но нельзя же допускать подобного рода дешевых публикаций!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsounder
2016-09-01 03:00 pm (UTC)
Ну, так это коммерция, как бы... с другой стороны надо показать всем как у нас здорово с инновациями.

Эти публикации исключительно для публики и правительства.
Это все равно, что давать объявление о продаже реактора в МК, Авито или спид-инфо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 03:03 pm (UTC)
Именно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wood_morr
2016-09-01 12:38 pm (UTC)
В тексте нет ни одного конкретного (количественного) предсказания и уж точно никакого научного фричества. Во-первых, "улучшенные характеристики" не обязательно означают фундаментальные характеристики типа критических температуры или плотности тока, могут означать прочность или гибкость кабеля. Во-вторых, они могут предсказывать просто на основе динамики за последние годы - наверняка ведь плотность тока в кабелях растет. Может быть, они уверены, что удастся поднять ток в кабеле при том же СП - там же сложная конструкция, СП жилы в медной матрице, чисто за счет технологии можно выиграть какие-нибудь %.

Ну и типы СП тоже вроде совершенствуются и, главное, становятся доступными для массового производства. Может, это про то, как новый тип СП удастся превратить в нормальный кабель.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 01:29 pm (UTC)
В цитированном тексте нет вообще ничего. Это - рекламное объявление. Непонятно кому нужное.

И, самое главное, ни слова о том, какие достижения кроме "измерений" есть у института в этой области.

Ну написали бы хотя бы вот это http://www.bochvar.ru/products/tekhnologii-sverkhprovodimosti/

Всё бы лучше было. Я же не обвиняю во фричестве ученых этого института. Фрикотней занимаются журналюги (что привычно) и институтское начальство. Что попахивает.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wood_morr
2016-09-01 01:39 pm (UTC)
Ну да, в тексте ничего нет, но причем здесь фричество? То, что вы не видите оснований для прогнозов? А они видят, но не написали.

Вообще ТВЭЛ участвует в поставках СП кабелей для ITER, контора в этой области серьезная. Обычный пресс-релиз, не слишком удачный, лженаучных утверждений в тексте нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2016-09-01 03:07 pm (UTC)
Фричество - в форме подаче материала, который имеет отношение к науке. Особенно в заявлении сроков без указания конкретных целей и оснований. Если бы это делали какие-нибудь политики, я бы и внимание не обратил. Но это - научный институт.

И это всё, что я могу сказать по этому поводу. Давайте закончим непродуктивные прения. Дабы не уподобляться. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)