?

Log in

No account? Create an account
"В военное время синус икс может достигать 4-х!" (с) - Научная кунсткамера [entries|archive|friends|userinfo]
Научная кунсткамера

[ website | lj ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"В военное время синус икс может достигать 4-х!" (с) [Nov. 20th, 2008|02:20 pm]
Научная кунсткамера
science_freaks
[maps2lj]
Загадочная бомба или "парадокс Ким Чен Ира - Иванова"

(карикатура на северо-корейские ядерные испытания с сайта Wulffmorgenthaler)

В понедельник утром 9 октября 2006 г. весь мир содрогнулся, узнав о северо-корейских ядерных испытаниях. Немедленно после испытаний глава Минообороны РФ Сергей Иванов заявил, что мощность подземного ядерного взрыва составила от 5 до 15 килотонн, т.е. они прошли успешно. Так эти цифры и вошли в "аналы истории".

Затем, когда ученые всего мира стали пытаться понять, что-же произошло, вдруг выяснилось, что магнитуда землетрясения при взрыве соответствовала 3,58 баллов по шкале Рихтера (по данным сейсморазведки Южной Кореи). Американцы зафиксировали 3,4-3,7 баллов, появлялись также сведения, что 4 наши российские сейсмолаборатории также отметили землетрясение в районе испытаний силой 3,5-4 баллов (сейчас эти данные недоступны, и даже сам факт землетрясения скрывается!). Точнее, не скрывается, а считается подтвержденным 6-ю российскими станциями со средней магнитудой 4,5 с эпицентром... в Приморье (вблизи Находки)! Причем, сейсмограммы также нигде уже не найти. А отсутствие следов радиации в районе испытаний, по данным американцев, наводили на странные мысли - что в скалах взорвано 500 тонн тротила, и более ничего.

Действительно, шкала Рихтера - логарифмическая, и поэтому энерговыделение землетрясения с магнитудой 7М соответствует взрыву мощностью 20Мт, 6М - 1Мт, 5М - 20Кт, и так далее: для значения 3,6 получается именно 500 ТНТ! А для 4,5 - около 1 Кт. Плюс-минус 20-30%, судя по таким разбросам (хотя, южнокорейские сейсмографы были ближе всего к точке взрыва и меряли, вероятно, точнее всего - 3,6М). И поэтому эксперты всего мира однозначно оценили мощность северо-корейского "пшика" в пол-килотонны (только французы, из вежливости - 0,8-0,9 Кт). Т.е., как всегда, "все идут не в ногу, а мы - в ногу".

Справедливости ради надо отметить, что и среди российских ученых нашлись скептики - см., например, мнения Станислава Пестова и Алексея Арбатоваобсуждения в кулуарах). Неофициально, мнение российских физиков-ядерщиков сводится к тому, что у чучхейских деятелей действительно было плутониевое устройство мощностью до 20 Кт, но из-за несферичности сжатия (которая могла иметь место из-за рассогласования времени срабатывания взрывателей в имплозионных линзах, из-за качества чучхейской электроники и/или материалообработки) у них попросту произошел ФУК - разрушение устройства с локальным распылением плутония и энерговыделением около 4% от расчетной мощности. Чему всегда есть вероятность около 10%, и чего так боялся Курчатов при первых советских ядерных испытаниях: случись "фук" у него, Берия бы всем головы поотрывал, а Сталин не стал бы кричать на весь мир о таком провале.

Отбрасывая соображения этики и политики, попытаемся понять, почему Иванов не взял свои слова обратно почему Иванов озвучил именно такие цифры, и официально объявил испытания успешными? А вот вспоминается старый анекдот, как Хрущев вычислил время прихода коммунизма: просто приложил линейку к графикам основных параметров развития страны и объявил на очередном партсъезде, что он наступит в 1980-м году. И многие поверили! Так откуда-же все таки взялись 5-15 Кт? Почему Иванов (в среднем) лажанулся в 20 (!) раз? А просто-напросто наши господа военные эксперты попросту забыли, что шкала Рихтера - логагифмическая, и впопыхах посчитали по линейке, как Хрущев. И поспешили отрапортовать тогдашнему министру обороны. А тот и ляпнул. А потом уже поздно было дезавуировать ТАКОЕ заявление - "слово не воробей, вылетит - не поймаешь!" Другого объяснения просто не существует... А Вы как думаете?


Upd: в настоящий момент существует 2 математические гипотезы случившегося:
1.) "линейно-логарифмическая гипотеза" (моя, см. выше)
2.) триггерная гипотеза "функции дурАка"

Будут ли еще дополнения от уважаемых коллег?..
LinkReply

Comments:
From: mad_shadow
2008-11-20 11:50 am (UTC)

Анекдот

Идет пресс-конфернция по результатам ядерных испытаний, самый главный енерал заявляет: "Мы успешно испытали новую мини-бомбу на 100 килотонн!"
Один журналист удивленно его спрашивает: "Позвольте, Вы же до испытаний уверяли, что она будет только 20 килотонн?"
Енерал отвечает: "Мы и сами думали, что будет 20... А ОНА КААААК Е@АНЕТ!!!"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dr_phyl
2008-11-20 01:04 pm (UTC)
читайте повесть "Омон Ра" (глава 7)- там вся правда о ядерных испытаниях и прочих высокотехнологичных достижениях
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dbaev
2008-11-20 06:49 pm (UTC)
Опередил :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: russian_racing
2008-11-20 01:47 pm (UTC)
Думаю, что это чепуха. У военных есть служба контроля за ядерными взрывами - это огромная сеть сейсмических станций по всей стране, которая быстро и точно определяет по землетрясениям: кто, когда, сколько и в какой части света взрывал. Иванову не было никаких оснований обманываться - такие сведения министр обороны получает в первые же минуты после испытаний и сведения эти не могли быть неверными.

К тому же (если я ничего не путаю) ядерные взрывы измеряются тем же самым тротиловым эквивалентом. То есть, если было засечено 15 килотонн, значит (если это был тротил), взорвано было те же 15 тысяч тонн тротила, а не 500 тысяч тонн тротила. Иначе засекли бы половину мегатонны. Кстати, 500 тысяч тонн тротила - это огромный объём. Это какое же подземелье надо было соорудить, чтобы создать такую фальсификацию? Уж проще, наверное, ядерную бомбу взорвать :)
(Reply) (Thread)
From: maps2lj
2008-11-20 01:57 pm (UTC)
1. Во всем мире и у многих стран существует такие сети. Они и определили мощность землетрясения при том взрыве как эквивалентную 0,5-1 Кт (субкилотонную). И ничем, кроме неудачных испытаний это реально не объяснить (если не считать взрыва 500 т тротила). И только наши эксперты выдали цифру в 20 раз больше, что позволило военному руководству страны признать испытания успешными. А теперь даже исходные данные наших сейсмостанций недоступны, хотя в тот момент (и даже месяц спустя) были открыты. Чем все это объяснить, кроме как неуклюжей попыткой скрыть свою позорную политическую математическую ошибку?

2. Я писал о 500 ТНТ (500 тоннах тринитротолуола, 500 тонн в тротиловом эквиваленте, а не 500 000 тонн).

Пожалуйста, читайте внимательно. А то создается впечатление, что Вы читать умеете, но совершенно не понимаете написанного. Извините.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: maps2lj
2008-11-20 02:08 pm (UTC)
P.S. по п.1:

Открытые данные сети наших сейсмостанций (4 шт.) также давали оценку 3,5-4 балла, что тоже соответствует мощности < 1 Кт, я об этом тоже писал в посте. Только теперь ни этих данных, ни сейсмограмм уже не найти. Собственную позорную лажу засекретили?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rednyrg721
2008-11-20 02:08 pm (UTC)
картинка отличная!
(Reply) (Thread)
From: maps2lj
2008-11-20 08:05 pm (UTC)
стараемся :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kefirfromperm
2008-11-20 03:24 pm (UTC)
1. Пиндосам могло быть выгодно представить испытания как неуспешные. Если бы им надо было признать их успешными они бы признали.
2. Откуда таблица соответствия силы землетрясения и мощности взрыва? Что то мне она не кажется правдоподобной, тем более там не отражены другие параметры. Ну скажем глубина или плотность породы в данном месте. Надо бы у геологов проконсультироваться по этому поводу.
3. Вовсе не обязательно взрывать 500т. тротила чтобы создать взрыв эквивалентный 500т. тротила. Тем более под землей. Можно обойтись значительно меньшим количеством.
(Reply) (Thread)
From: mad_shadow
2008-11-20 06:00 pm (UTC)
Учите матчасть, уважаемый.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aldor
2008-11-21 04:14 pm (UTC)
Пиндосам могло быть выгодно представить испытания как неуспешные.

Угу. А нам - представить испытания как успешные. Хотя бы для того, чтобы вставить фитиль "пиндосам". Но всем известно, что это "пиндосы" всегда врут (а весь остальной мир поет под их дудку), и только наш министр Иванов всегда говорит правду!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: rutnig
2008-11-27 12:40 pm (UTC)
вот так зарождается правительство, которое приходит к власти и отстраивает страну - просто потому, что срать научено в туалете, а не не в законодательстве и науке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dbaev
2008-11-20 06:48 pm (UTC)

:)

В. Пелевин, "Омон Ра" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mininuke
2008-11-24 03:57 am (UTC)
Легко рассуждать, чтобы точно выдать энерговыделение надо точно знать где и в какой среде рвануло + на различных расстояниях и НАПРВЛЕНИЯХ по разному ощущается. Вспомните разнобой был какой в 1998м!
(Reply) (Thread)
From: rutnig
2008-11-27 12:45 pm (UTC)
Просьба к присутствующим, извините, что не по теме поста: ответить на вопрос о состоянии российского ай-ти, - правда ли, что в производстве отстали от КНР на 15-20 лет, Японии - 25-30, а в программном обеспечении/внедрении вообще остались в 60-х прошлого века?
(Reply) (Thread)